"ЗОЛОТОЙ ВЕК" АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА : СЕГОДНЯ. ЧАСТЬ 7
- Пепе Кармел
- 2 июл. 2015 г.
- 3 мин. чтения
Играя с прошлым, комментируя настоящее, современная абстракция вдохновлена ландшафтами, телом, символами, архитектурой и многим другим*
Знаки
Знаки стали важным элементом современного искусства начиная с 1911 или 1912 года, когда Пикассо и Брак поместили трафаретные буквы и обрывки газет на свои кубистические полотна. Но только работы Джаспера Джонса (Jasper Johns) 1950-х и начала 1960-х с флагами, картами и цифрами вызвали революционные преобразования в статусе знаков в живописи. Его трафаретные буквы и ровные клетки были призваны передавать бессмысленность вместо смысла. Они не выражали эмоции, они репрессировали их. В той или иной форме, его работа лежит в основе большей части наиболее важных произведений искусства 1960-х годов, от монохромных картин Фрэнка Стеллы (Frank Stella) и Брайса Мардена (Brice Marden) до минималистичных ящиков Роберта Морриса (Robert Morris) и Дональда Джадда (Donald Judd).
Пятьдесят лет спустя, Джаспер Джонс продолжает оказывать решающее влияние на абстрактное искусство. Уэйд Гайтон (Wade Guyton), выставивший в прошлом году на Уитни обновлённые картины Джонса с цифрами, устранил ручной труд художника, используя цифровой принтер вместо трафарета. Навязчивые иксы Гайтона выглядят скорее, как зачёркивания, чем как знаки, отказываясь что-либо означать, то появляясь, то исчезая в пустоте.
Картины Марка Брэдфорда (Mark Bradford) напоминают гигантские экраны компьютеров, которые продвинутые полицейские департаменты используют для наблюдения за движением, преступностью и несчастными случаями в режиме реального времени, с данными, наложенными на карты города. Но в отличие от мерцающих пикселей экрана компьютера, изображения Брэдфорда имеют подлинную субстанцию. Как и Калам (Ingrid Calame), он работает с бумажками и материалами, найденными на улицах Лос-Анджелеса, измельчая и состаривая, и затем слоями укладывая их в своих композициях. Мощная комбинация образов и материалов Брэдфорда схватывает опыт жизни одновременно в двух параллельных вселенных – информации и ощущений.
Другие художники, использующие письменность или формы, напоминающие карты и диаграммы: Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), Мел Бохнер (Mel Bochner), Дэвид Диао (David Diao), Кайо Фонсека (Caio Fonseca), Кармела Гросс (Carmela Gross), Гу Венда (Gu Wenda), Дженни Хольцер (Jenny Holzer), Возене Ворке Косроф (Wosene Worke Kosrof), Гленн Лигон (Glenn Ligon), Тацуо Миядзима (Tatsuo Miyajima), РЕТНА (RETNA), Джоан Снайдер (Joan Snyder), Сюй Бин (Xu Bing), Стивен Вестфолл (Stephen Westfall), Терри Уинтерс (Terry Winters), и Хоссейн Зендоруди (Hossein Zendoroudi). Символика, в частности, по-видимому, имеет международную потенцию.
В конечном счете, развитие абстрактного искусства - как и вся эволюция современного искусства в более широком масштабе - состоит из серий ответов на вызовы жизни в 20-м и 21-м веках. Как утверждает Галлей, в блестящем эссе 1991 года (Peter Halley Abstraction and Culture, 1991), абстракция до Второй мировой войны был в значительной степени вдохновлена утопическим убеждением, что рациональная технократия (т.е. социализм) может создать лучший мир. Технократический идеал нашел свой наиболее мощный символ не в румяных работниках социалистического реализма, но в геометрической абстракции. После разрушений Второй мировой войны и откровений об ужасах сталинской России, геометрия уже не может функционировать как образ утопии. Изменение полярности, превратило её в символ отчуждения.
Большая часть современного искусства - не говоря уже фантастической литературе, фильмах и телевидении - отражает видение мира, как в фильме “Бегущий по лезвию” (Blade Runner), в котором индивид бессилен перед анонимными правительственными учреждениями, гигантскими корпорациями и оглушающей массовой культурой. Полезно будет напомнить, что это видение, как в ночном кошмаре, есть само по себе романтический стереотип, игнорирует позитивные аспекты общества постмодерна. С 1980 года число людей, живущих в условиях крайней нищеты резко сократились, и в процентах от мирового населения и в абсолютных цифрах. Основной причиной этого является глобализация экономики, которая создала миллионы заводских рабочих мест в бывших странах третьего мира, спасая людей в сельской местности от голода, привлекая их в города. Некоторые из наиболее интересных художников-абстракционистов сегодня таких, как Анацуи и Мерету, чьи работы отвечают на эти трансформации, либо переизобретают традиционные виды искусства для глобального арт-рынка, либо путем создания визуальных аллегории социальных изменений, которые переносят нас по ту сторону старого деления на капитализм-социализм. В 2013 году, как и в 1913 году, абстракция, это то, как мы думаем о будущем.
Пепе Кармель (Pepe Karmel) - профессор истории искусств в Университете Нью-Йорка.
Copyright 2015, ARTnews LLC.
Comments